Рисовать, как и любить, никогда не поздно. (с) МТИ
10.06.2019 в 01:48
Пишет МТИ:РанееКиевляне, эхэй!URL записи
У нас тут, оказывается, фестиваль акварели намечается. В рамках коего приезжает Cesc Farre! И дает мастер-класс.
www.facebook.com/events/1106936962832609/?activ...
Увы, цена там не маленькая, но я думаю пойти. Хз когда к нам приедет еще кто-нибудь интересный, а этот чувак мне очень интересен и реально хорош.
И МОРЕ же!
Может, кто-нибудь хочет составить мне компанию, м?
UPD от 8.06: Вернулась в мастер-класса. Впечатления смешанные, мужик крут и прекрасен, но мы многое не успели и организация очень так-себе. Слишком много людей, слишком мало новой информации, плюс не хватило времени на большую работу, только приемы и зарисовки.
И никакого переводчика, бггг ) Правда, у него обалденно понятный английский, даже не смотря на то, что временами уходил в испанский акцент, я прям в шоке была от того, что я понимаю и не переспрашиваю. Уууу.
Но что-то я прямо в пюрешку. Завалилась на диван и обтекаю аки растаявшее мороженое и чувствую себя примерно так же. Попозже соберу в кучу себя и фотографии и сделаю пост про все это. Точнее, вероятнее, продолжу этот. Но потом. А сейчас пойду сделаю себе литр кофе. Крепчайшего.
UPD от 9.06Обещанный отчет о мастер-классе Cesc Farre.
Свои работы покажу в конце.Картинки тыкабельны. При встраивании почему-то слегка замылились, их можно открыть, размер не изменится, но станет почетче.Много слов с картинками, мои тоже тут естьКак я уже говорила, впечатления смешанные. Началось все минут на 40 позже положенного. Когда мастер-класс должен был начаться и Сэс пришел, некоторых еще не было, долго занимались каким-то мелочами, организаторы бегали.
Все инструменты должны были быть с собой, но что меня удивило, вплоть до мольбертов и планшетов. И иметь планшет, мольберт, триногу с собой указано не было! И по телефону сказано не было, когда я звонила и уточняла детали! Пришлось на месте искать хоть что-то подложить. В конце концов мне разрешили забрать кусок пластика, которым была накрыта ручная роспись на рабочем столе (ибо стол якобы выставочный), если эту роспись я накрою своей пленкой. В принципе вопрос был условно решен, но отношение уже было понятно. Ну и все выглядело, гммм.... кустарно. Не знаю как проходят подобные мероприятия, я на таком впервые, но мне казалось, что должно было бы быть получше
Начали, когда Сэс Фарре уже начал нервничать и недоуменно поглядывать на часы.
Насчет перевода тоже вышло странно. Понятно, что мастер - иностранец. И лично я ожидала, что будет или переводчик, или должно было быть предупреждение о знании языка. Переводить вначале взялась организатор, но хватило ее только на приветствие. Дальше человеки, которые знают язык, переводили тем, кто не знает. Это тоже было странно.
Впрочем, я уже говорила, что не мне жаловаться. Было чрезвычайно охренительно осознать, что я понимаю, что говорит художник. И не меньшим удивлением было то, что с ним не чувствовалось языкового порога. Есть люди к которым мне не хочется лишний раз обращаться, даже на своем языке. И я предполагала, что даже если переводчика не будет и даже если мне удастся понять хоть что-то, спросить я просто не решусь. Но нет! С ним с первых минут было интересно и легко. (и в глаза было смотреть спокойно, что у меня не со всеми). Жаль только, что я так и не придумала, что бы у него спросить, потому что сказано было всё и без уточняющий вопросов.
А еще мне вот интересно, сыграло ли на понятливость его речи для меня, четкое произношение им звука "р"? )) Все-таки чувачок скатывался временами в акцент, особенно под конец, когда устал и начал выражаться более длинными фразами и с чуть более сильным акцентом. А американскую речь (судя по сериалам и фильмам, ибо а как еще) мне понимать очень сложно из-за скорости и эффекта разговора с полным ртом, когда множество слов звучат одинаково.
Рыбе-Лис, думаю, в моем понимании есть немалая доля твоей заслуги, так что спасибо тебе большое за мой вытаскиваемый за ухи инглиш ) Еще раз, да
Кстати, Фарре разговаривал просто и далеко не все вопросы начинал с Do или Can ))) Я заметила у него пару оборотов, которые хотела потом у тебя спросить, но уже не помню, ахах )) Что-то из оперы разговорного языка и "не по правилам" ))
Кажется, Сэс Фарре - человек хороший, это как-то чувствовалось. Начал объяснять все подробно, кое-что прямо разжёвывая. Нет, он почти не говорил про акварель и пигменты (точнее говорил, но по ходу и когда надо, особенно упирая а прозрачность и способы нанесения краски), но начал с понимания воды. Как изображать воду, как она освещается, вплоть до элементарного объяснения свет-тень и разном цвете при разной глубине водоема.
Предполагалось, что мы сначала сделаем несколько упражнений, потом простую картинку, потом сложную картину, как итог занятия.
В общем, так или иначе, начали.
У многих были классные емкости для воды, складывающееся. Для поездки идеально.
Так я думала, пока пару человек не перевернуло свои и еще одна женщина не начала возмущаться их неустойчивостью. Я сразу передумала лезть в интернет, узнавать что это и сколько стоит )) Пожалуй, мне и с моей жестянкой неплохо ))
Первые упражнения - волны под достаточно высоким углом зрения.
1. просто рябь на воде
2. концентрические круги.
Художник постоянно повторял, чтобы мы не циклились на том, как рисуем, а только понимали воду. Главное понять ее движение и анатомию )
Потом - 3 - камни сквозь воду.
И вот тут он мне напомнил первую вещь, которую я почерпнула здесь - в глубине вода холодная, ближе к поверхности - теплая. По цветам тоже! ) Логично, но если бы не сказал, я бы не вспомнила.
И на этом же этапе почерпнула вторую вещь. Абсолютно не новое знание, но о таком методе я не думала.
У художника был Сандерс. У меня целлюлоза (свой Артистико я оставила для последней работы, упражнения делала на целлюлозном Кансоне). У меня такой фокус (народ потом прозвал это "вау-эффект") не получился, но принцип понятен. Фокус в том, что вот эти вот "камни под водой" должны абсолютно высохнуть, а потом поверх делается волнистая линия чистой водой тонкой кисточкой. Это волны поверх камней, соответственно надо понимать под каким углом рисовать линию). И сразу быстро стираем ее бумажной салфеткой. Быстро-быстро, как если бы работали, например, наждачкой. На бумаге Сэса, намоченная краска стирается очень аккуратно, ровно по этой линии, сильно, но не до чисто-белого цвета. На моей целлюлозе слегка размазалось ) В этот раз я делала эти линии тонкой плоской щетинкой - вымыванием. Но в дальнейшем для этого можно попробовать маску.
Обычно в подобных ситуациях я использую полупрозрачную белую тушь и наношу ее лессировками (иногда смешивая с каким-либо цветом, иногда чисто-белую). И осветляю поверхность за счет затемнения глубины. Но теперь можно попробовать и по-другому.
Мои первые три, третье в процессе )
Следующее упражнение - отражение и тень. Рисуем поверхность воды, под углом близко к глазам, и в самом верху картинки часть скалистого берега, который и будет отражаться. Потом отражение, потом тень.
И вот тут он напомнил очень важную вещь, но которые многие забывают, путают и не помнят. У меня и самой иногда выскальзывает из головы.
Отражение и тень не одно и тоже! Очевидно, но...
Лично для меня стало неожиданностью и новостью, что отражение а воде рисуем рыжим. А он Сэс рисует, это по его работам видно. Мы брали смесь на основе жженой сиены или красной охры с добавлением небольшого количества ультрамарина (возможно, там были капелька красного типа краплака, у него - перилин марун.
А тень - холодная и темнее - в эту же смесь больше ультрамарина и капля темно-красного.
+
1) Отражение и тень в каком-то месте пересекаются.
2) Там где свет/блик глубину и дно мы не видим, там где отражение - там дно может просвечиваться, если неглубоко. И у самого берега тоже, сквозь отражение неба на воде.
3) граница воды и объекта, который отражается (если отражается, потому что иногда мы не видим отражение, например, если объект далеко, а на воде рябь). Темнее всегда отражение, чем объект. Объект может быть иногда темнее, если он очень-очень темный. Самое темное - тень (ну есессно, если учесть, что падающая тень - всегда темнее объекта и его собственной тени), особенно тень в месте соприкосновения объекта и поверхности воды. Кстати, здесь еще может быть и немного бликов (в зависимости от освещения), которые либо процарапываются, либо вымываются, либо маскируются.
Следующий этап - небольшая картинка - лодочки на воде. Вот на них хорошо заметно вот это вот: вода - отражение - тень - объект.
Сэс рисует образец
И показывает, что эта картинка - компиляция предыдущих
Его лист полностью
И лодки крупным планом
А вот его работа очень похожая на эту. И отражение очень теплое. И такие набрызги зубной щеткой а переднем плане )
Потом он показал пару очень быстрых зарисовок баркасиков. Монохромно. Кто-то из присутствующих заметил, что это гризайль, но Сэс Фарре то ли не понял, то ли не расслышал ) Только повторял, что одним цветом.
Он для серого и сильно темного советовал смешивать церулеум с красным типа алого и делал эти наброски этим цветом.
Следующее еще одна небольшая картинка - разбивающаяся о камни волна и пена.
Тут он показывал как можно рисовать вот этот веер пены - по сухому, по-мокрому, или замиксовать обе техники.
И вообще постоянно повторял, что он не поклонник только wet-on-wet или dry-on-wet, а предпочитает смешивать всё в зависимости от ситуации.
И на важности практики тоже постоянно заострял внимание.
Здесь для меня не было ничего нового и пена на ПП не получилась )
Его лист на данном этапе
Работа близится к концу
Потом мы должны были рисовать итоговую работу, но времени на нее не хватило. Увы. Синьор Фарре под конец нервничал, смотрел на часы и пытался поторапливать народ, но увы и ах. Не влезли.
Вот так мой специально купленный для этого случая Артистико, который я в самом начале отложила для финала, остался жив и не при делах.
В сам конце синьор Фарре нарисовал на остатке своего листа длииииный пляж. Кто-то спросил, что это за страна. Конечно, он ответил "It is obviously the Mediterranean"И вообще, obviously и exactly к него словами паразитами ))
И объяснил немного о воздушной и линейной перспективе, немного о цвете моря. Чем глубже - тем темнее и синее, ближе у берегу бирюзовее, еще ближе - теплый цвет, потому что волны поднимают песок со дна. Небо начал теплым цветом смесью на основе жженой сиены и капли красного ("неаполитаская тоже годится"), сверху ультрамарин достаточно насыщенно, насыщенность потом сильно посветлела, высохнув. Сказал, что не любит зеленое небо и когда небо пишут теми цветами, что дают зеленцу )
И напомнил о пользе в хозяйстве старых зубных щеток ))
Впрочем, он и банковскую карту использует не только по прямому назначению ) Например, тросики лодкам процарапал или вертикали заднем плане пляжа.
Кстати, натолкнул на мысль, что маску-то тоже можно зубной щеткой! Я это и раньше видела, но сама не делала. Хорошо, что напомнил.
И весь мастер-класс подчеркивал важнось использования разных цветов, разных оттенков. Не в коем случае не смешивать в одну смесь туеву хучу красок (ака пигменов), и совсем необязательно использовать всю свою палитру для одной картинки, но надо постоянно разнообразить колорит, добавлять пятна цвета, делать побольше смесей.
Лист мастера в итоге
Мои работы:
Упражнения и лодки
Рисовали без референсов и почти без карандаша (только легонький набросок), поэтому лодочки у меру несколько непропорциональные
Это он там еще раздал карту DS, он их преданный клиент, вот и прорекламировал. Заодно показывал некоторые цвета тем, кто не ориентируется в названиях.
Мне оттуда очень лавандовый понравился, хотя раньше он меня не привлекал.
Итого, для себя на будущее:
- обращать внимание на условия вроде "уровень участников мастер-класса - любой" и узнавать будут ли дети.
- обращать внимание на наличие переводчика. Спрашивать, если не указано.
- интересоваться наличием/отсутствием мольбертов, планшетов и вообще условиями работы.
- уточнять, что надо, кроме перечисленного в списках. (фен бы в этот раз лишним не был. Пользовалась хозяйским)
- обращать внимание на организацию процесса.
- понимать, что в любом случае многое зависит от мастера и не расстраиваться раньше времени )
UPD от 10.06. Фото МК из Фейсбука со странички фестиваля www.facebook.com/miniwatercolor/
+++![]()
![]()
![]()
...Ммм, давайте я напишу алгоритм, по которому мы действовали.
читать дальше
- сначала ровненько покрыли фон полупрозрачной краской какого-то, гммм зеленоватого оттенка. Ультрамарин + жженая сиена (в моем случае ее везде заменяет красная охра) + серая Пейна)
- пока бумага мокрая, затемняем эту смесь красок (еще ультрамарина туда) и рисуем волны / рябь. Как на первом упражнении. Вверху картинки почаще, внизу пореже.
- пока бумага все еще мокрая, затемняем все ту же смесь еще больше (добавляем больше всех трех красок) и рисуем камни. Просто пятна. Разного размера везде, но чем дальше, тем (очевидно) меньше.
- пока бумага все еще влажная (да-да, этапы надо делать быстро), в ту же смесь добавляем больше теплого (любую теплую рыжую краску - любую сиену, любую охру и т.д.) Этим цветом капаем в несколько камешков, не во все.
- добавляем в смесь каплю красного и еще капаем в несколько камешков.
- добавляем много ультрамарина, чтобы смесь приобрела явно выраженный синий оттенок и пока картинка все еще влажная рисуем тень под каждым камешком (прост росчерк под) и между ними на ПП
- сушим.
- делаем фокус-покус, я его описывала ) Высушить перед этим надо ооочень хорошо.
Если не получается, вымываем или наносим полупрозрачно смесь с белилами.
- чиркаем поверх пару несколько каплей-мазков желтым или оранжевым или рыжим цветом (но берем кроющую краску или делаем смесь на ее основе - неаполитанки, английская красная, лавандовая и т.д., то есть те, что содержат мел или выглядят так, будто содержат).
Эти мазки в совокупности с волнами дадут эффект поверхности воды. А написанные по-мокрому нечеткие камешки, будут смотреться как в глубине.
Что-то как-то много пунктов вышло, но на самом деле там работы минут на пять, пока бумага сохраняет влагу. И потом пару секунда на два финальных аккорда.
вот логично же... но сразу в голову не приходит.
Вот да.